Эктопаразитарные болезни мелких домашних млекопитающих
Популярность мелких млекопитающих среди владельцев домашних животных растёт год от года. А значит, всё чаще такие питомцы становятся пациентами ветеринарного врача, в том числе и по причине болезней кожи. Среди кожных патологий особое место занимают эктопаразитарные болезни как наиболее часто встречающиеся.
Подход к диагностике паразитарных патологий пациентов этой категории очень похож на привычный план работы с кошкой или собакой. Используются те же методы — поверхностные и глубокие соскобы, трихограмма, скотч-тест или непосредственная визуализация невооружённым глазом (например, вши, иксодовые клещи, блохи). Следует отметить, что ведущим симптомом эктопаразитарных болезней у всех видов животных будет зуд разной степени выраженности (так же как у собак и кошек).
В данной статье разбираются основные эктопаразитарные патологии грызунов, кроликов, хорьков и ежей. В таблице 1 представлены сводные данные по используемым лекарственным препаратам у этой группы пациентов.
Крысы
Крысы являются популярными домашними питомцами, с которыми часто обращаются к ветеринарному врачу, в том числе с патологиями кожи. Согласно данным S. White и коллег, эктопаразитозы крыс составляют от 27 до 34% среди всех кожных патологий, выявленных на приёме. При этом Р. Bourdeau приводит данные о более высокой частоте встречаемости — до 61%.
Radfordia ensifera и Notoedres muris являются самыми часто диагностируемыми паразитами. По данным Р. Bourdeau, встречаемость Notoedres muris достигает 30% всех выявляемых эктопаразитозов.
Илл. 1. Radfordia ensifera.
Radfordia ensifera (илл. 1) — род акариформных клещей семейства Myobiidae отряда Trombidifoermes, поражающих основание волоса в основном в области головы и шеи. Паразит относится к так называемым пухоедам. Передача возбудителя происходит при непосредственном контакте с больным животным. Клинически болезнь проявляется зудом области головы, шеи, плечевого пояса, приводящим к самоиндуцированным поражениям вплоть до язв, осложнённых вторичной инфекцией. R. еnsifera визуально похожа на Myocoptes musculinus (ещё один частый крысиный паразит), но имеет небольшое отличие в виде двух коготков на первом членике конечности (тарзусе) вместо одного.
Илл. 2. Крыса с нотоэдрозом.
Нотоэдроз, вызываемый возбудителем Notoedres muris, относится к семейству Sarcoptidae. Как и другие представители семейства, эти клещи прогрызают ходы в верхних отделах эпидермиса. У крыс чаще всего обнаруживают паразитов на коже ушных раковин и носового зеркала. Классическими клиническими симптомами будут зуд и папулёзные поражения со струпом, напоминающие бородавки (илл. 2). Поражения могут развиваться и на других участках тела (хвост, конечности) в виде эритемы, везикул или пустул. Нередко для подтверждения диагноза необходима биопсия, так как клещи могут тяжело обнаруживаться в соскобах. Клещи имеют классическую форму для представителей семейства (илл. 3). Другие представители семейства Sarcoptidae (например, Trixacarus diversus) встречаются реже. Клинический подход и лечение не отличаются от таковых при нотоэдрозе. Следует помнить, что клещи способны поражать человека, однако в эпидермисе человека размножения не происходит. Отмечаются временные самопроходящие зуд и папулёзные поражения.
Илл. 3. Notoedres muris.
Также у крыс редко встречаются следующие клещи: Myobia musculi (илл. 4), Myocoptes musculinus. По данным S. White и коллег, частота встречаемости до 4%.
Demodex ratticola — клещи, обитающие в волосяных фолликулах, имеют типичную сигаровидную форму, характерную для всех представителей семейства. Эти паразиты являются кожными комменсалами, по ряду иммуно-обусловленных причин редко способны вызывать клинические проявления, ассоциированные с чрезмерным размножением клещей.
Polyplax spinulosa (илл. 5) — кусающая вошь, нередко поражающая крыс. Паразиты чаще всего локализуются в области спины, вызывая сильный зуд, самотравматизацию, язвенные поражения, осложнённые вторичными инфекциями, в тяжёлых случаях могут отмечаться ментальные проблемы (сильная возбудимость, агрессия, вялость). Паразита отличает типичное для насекомых строение тела и 3 пары конечностей. Является переносчиком кровепаразитарных болезней грызунов и кроликов Encephalitozoon cuniculi, Eperythrozoon coccoides и Haemobartonella muris.
Блохи (в том числе Ctenocephalides spp.) редко нападают на домашних крыс, но часто регистрируются у диких животных, вызывая серьёзные зуд и поражения кожи.
Илл. 4. Myobia musculi.
Илл. 5. Polyplax spinulosa.
Мыши
Мыши не столь популярны, как крысы, в роли животных-компаньонов, чаще используются в качестве лабораторных животных. Myocoptes musculinus (илл. 6) — самый частый эктопаразит мышей. Myobia musculi также зарегистрирован, но встречается гораздо реже. Клещи-миокоптесы чаще поражают область головы и шеи. При этом здоровые системно животные не проявляют симптоматики. Зуд, язвенные поражения, связанные с самотравматизацией, чаще всего регистрируют у беременных и иммуносупрессированных животных.
Demodex musculi — редко выявляемый паразит, с типичными характеристиками для представителя семейства. Клинически демодекоз может проявляться алопециями.
Polyplax serrata (илл. 7) — представитель кусающих вшей. Редко встречаемый паразит, подозреваемый в качестве переносчика туляремии, имеющей зоонозный потенциал.
Блохи редко регистрируются у мышей, чаще встречаются у диких животных. Могут быть переносчиками иерсиниоза и риккетсиоза, опасных для человека.
Илл. 6. Myocoptes musculinus.
Илл. 7. Polyplax serrata.
Хомяки
Хомяки популярные домашние питомцы. Чаще других в домашних условиях содержат сирийских, золотистых и джунгарских хомяков. Паразитарные болезни чаще регистрируют у первых двух видов. Согласно данным S. White и коллег, частота встречаемости эктопаразитозов не более 9%. При этом Р. Bourdeau приводит данные о более высокой частоте встречаемости, до 22%, 14% из которых приходится на возбудителей демодекоза.
Demodex criceti, Demodex aurati — самые частые возбудители эктопаразитарных болезней хомяков. Demodex cricetid имеет укороченное широкое тело (идиосому), визуально напоминает по строению D. gatoi, паразитирующих у кошек. Клещ обитает на поверхности эпидермиса, питается тканевой жидкостью и кератином. Demodex aurati обитает в волосяных фолликулах, имеет классическую сигарообразную форму тела. Клиническое проявление демодекоза ассоциировано с системной патологией, иммуносупрессией, часто сопровождает лимфому кожи и гиперадренокортицизм. Клинически проявляется алопецией, чаще генерализованной, степень проявления зуда варьирует от полного отсутствия до ярко выраженного. Зуд, скорее всего, связан с проявлением основного заболевания, например, при эпителиотропной лимфоме он чаще всего достаточно интенсивный.
Представители рода Notoedres способны паразитировать на хомяках, однако эти случаи редки. Кошачья блоха (Ctenocephalides felis) способна инвазировать хомяков, что также встречается крайне редко.
Песчанки и шиншиллы
Песчанки и шиншиллы редко страдают от эктопаразитов, в основном это отмечено у животных из дикой среды. Описаны инвазии блохами (Ctenocephalides spp.), клещами Ornithonyssus bacoti (которые, к слову, отмечаются у всех представителей отряда грызунов, а также кроликов).
Кролики
Кролики по праву являются одними из самых популярных домашних животных. По данным Tara S. Snook и коллег, до 37,7% дерматологических патологий кроликов приходится на эктопаразитарные болезни. Р. Bourdeau приводит данные о более высокой частоте встречаемости, до 44%, из них до 18% и 5% приходится на хейлетиеллёз и псороптоз соответственно.
Следует помнить, что кролики, проживающие в одном доме с собаками и/или кошками, нередко могут подвергаться инвазированию блохами (Ctenocephalides spp.). Однако регистрируются и «свои собственные» виды: Spilopsyllus cuniculi (переносчик возбудителя миксоматоза), Cediopsylla simplex, Odontopsyllus multispinosus и другие. Чаще поражаются дикие животные, а также животные, обитающие в больших скученных колониях. Инвазия блохами приводит к самоиндуцированным алопециям, ухудшению качества шерсти. Выраженная инвазия может провоцировать анемию, особенно у молодых животных.
Psoroptes cuniculi (илл. 8) — частый возбудитель «ушной чесотки» у кроликов, по некоторым данным является самой частой болезнью, ассоциированной с эктопаразитами. Развивающаяся клиническая картина связана не только с непосредственным действием клещей на кожу, но и с реакциями гиперчувствительности на антигены клещей (компоненты слюны и фекалии). Симптомы связаны с зудом области ушных раковин, обильным струпом, болезненностью (илл. 9). Нередко наружный отит прогрессирует до среднего, вызывая неврологическую симптоматику. Удалять струп с поверхности кожи ушных раковин не рекомендуется, так как это вызывает сильную боль, кровотечение, изъязвления. При соответствующем лечении псороптоза кожные поражения разрешаются сами собой.
Илл. 8. Psoroptes cuniculi. а. самка, b. самец.
Илл. 9. Кролик, поражённый Psoroptes cuniculi.
Cheyletiella parasitovorax (илл. 10) — частый паразит кроликов, так называемая «блуждающая перхоть». Вопреки расхожему мнению, строгой видоспецифичностью не обладает и способен паразитировать на коже кошек, собак, а также вызывать временный самокупирующийся зуд у человека. Клещи достаточно крупные и могут быть видны невооружённым глазом, особенно при их большом количестве. Кролики могут являться бессимптомными носителями. При ухудшении качества груминга (болезни зубов, ожирение, ортопедические патологии) патология становится заметной. Поражения в виде корочек, струпа, себореи, алопеции преимущественно отмечаются в области спины. Зуд обычно от умеренного до слабо выраженного и отсутствующего.
Leporacarus gibbus (илл. 11) — нечастый паразит кожи кроликов, питающийся секретом сальных желёз и кожным дебрисом. Возможно, является комменсалом, так как диагностируется у системно нездоровых животных. Редко может приводить к алопеции, себорее и аномальной линьке. Данный клещ также способен временно паразитировать на коже человека, не завершая свой цикл развития, что приводит к саморазрешающейся клинической картине.
Илл. 10. Cheyletiella parasitovorax
Илл. 11. Leporacarus gibbus.
Demodex cuniculi редко выявляется, патологическая значимость неясна. Нередко отмечается зуд разной степени выраженности.
Кролики предрасположены к миазам. Факторами риска являются тёплый климат, густой подшёрсток и обильные складки, особенно области паха и промежности (в большой степени при нарушении цекотрофии), дентальные болезни, ожирение, а также мочевой дерматит. Клинически отмечаются боль, эрозии, язвы, интенсивное повреждение тканей видимыми невооружённым глазом опарышами. Нередки системные клинические признаки в виде апатии, анорексии, вплоть до шокового состояния.
Кролики, особенно имеющие доступ к окружающей среде, подвергаются нападениям иксодовых клещей, которые могут быть переносчиками возбудителей миксоматоза, папилломовируса, риккетсиозов и туляремии.
Морские свинки
Морские свинки не уступают по популярности не только кроликам, но и собакам с кошками. Эктопаразиты, согласно данным S. White и коллег, регистрируются у 14% морских свинок с кожными патологиями.
Trixacarus caviae (илл. 12) — самый часто регистрируемый вид клещей, паразитирующий на морских свинках. Нередко отмечается бессимптомное носительство, даже в группе клинически больных животных. Сопутствующие патологии, стресс, гиповитаминоз С являются предрасполагающими факторами к проявлению болезни. Паразит способен вызывать клинические симптомы зуда и папулёзной сыпи при контакте с заражёнными животными. Болезнь проявляется выраженным зудом и кожными поражениями в результате самотравматизации. В тяжёлых случаях отмечаются судороги, анорексия, аборты у беременных самок. Чаще поражения отмечаются на коже спины и боков, но нередки генерализованные поражения. Часты вторичные бактериальные инфекции. Возбудителя болезни редко обнаруживают в соскобах, поэтому часто прибегают к пробному лечению.
Илл. 12. Trixacarus caviae
Илл. 13. Chirodiscoides caviae.
Chirodiscoides caviae (илл. 13) — редко вызывает клиническую болезнь, но периодически обнаруживается в соскобах морских свинок с зудом. Предрасполагающими факторами клинического проявления болезни являются иммуносупрессия, системные болезни. Поражаются в основном бока, подмышки и область паха.
Другие клещи (S. scabiei, Notoedres muris, Myocoptes musculinus, C. parasitivorax) редко вызывают клиническое проявление болезни, вызывая зуд.
Demodex caviae нечасто вызывают поражения кожи у морских свинок, при клиническом проявлении болезни отмечаются алопеции, струп, эритема, степень проявления зуда варьируется, часто он совсем отсутствует. Демодекоз регистрируется у системно больных, иммуносупрессированных животных.
Вши Gliricola porcelli (илл. 14) и Gyropus ovalis часто обнаруживаются у морских свинок, но редко приводят к развитию клинической картины паразитозов, в основном при очень выраженной степени паразитарной нагрузки или у ослабленных системной болезнью животных. Это крупные насекомые, видимые невооружённым глазом (илл. 15).
Илл. 14. Gliricola porcelli. Источник: ESCCAP Guideline
Илл. 15. Морская свинка с видимыми яйцами на тёмной шерсти.
Хорьки
Хорьки — это мелкие плотоядные млекопитающие, часто содержащиеся в домашних условиях как животные-компаньоны. Эктопаразитарные болезни регистрируются нечасто, но отодектоз не является редкостью в популяции домашних хорьков, причём не только проживающих совместно с кошками и собаками.
Otodectes cynotis (илл. 16) — паразитирует преимущественно в наружных слуховых проходах, но может казуистически встречаться и на других участках тела (например, конечности), вызывая симптоматику зуда и алопеций. Следует помнить, что нормальный секрет наружного слухового прохода имеет тёмно-коричневый цвет, образуется обильно. Это может служить фактором несвоевременного выявления болезни и развития продвинутой её стадии, вплоть до поражения среднего и внутреннего уха. Несмотря на это, паразитирование отмечается в слуховых проходах, используется системное лечение.
Хорьки, проживающие с собаками, могут подвергаться нападению Sarcoptes scabiei. Обычно клиническая симптоматика развивается у всех контактирующих между собой животных. Болезнь проявляется в двух формах: генерализованная (более частая), характеризующаяся интенсивным зудом и генерализованной алопецией; локализованная (более редкая, проявляющаяся пододерматитом с отёком, струпом подушечек и деформацией когтей). Клещи редко диагностируются при помощи соскобов, часто требуется пробное лечение.
Демодекоз редко диагностируется у хорьков, клиническое проявление, так же как и у других видов, связано с подлежащей иммуносупрессией. Клещи обитают в волосяных фолликулах и сальных железах, редко приводят к развитию болезни.
Хорьки, особенно проживающие с кошками или собаками, часто подвергаются нападению блох (Ctenocephalides spp.), клещей рода Ixodes, поэтому регулярные обработки от эктопаразитов им рекомендованы, так же как и собакам, кошкам.
Илл. 16. Otodectes cynotis
Илл. 17. Взрослый самец Caparinia tripilis.
Ежи
Ежи, в первую очередь африканские карликовые ежи, в последние годы всё чаще и чаще попадают на приём в ветеринарные клиники, в том числе с дерматологическими патологиями.
Caparinia tripilis (илл. 17) — самый частый и максимально клинически значимый эктопаразит ежей, как домашних, так и диких (однако у диких представителей чаще встречается Caparinia erinacei). Поражёнными могут быть до 40% популяции, часто болезнь протекает параллельно с дерматофитией. Может отмечаться бессимптомное носительство. Клинически болезнь проявляется зудом, алопециями и потерей иголок.
Клещи родов Notoedres, Sarcoptes, Chorioptes, Otodectes редко регистрируются у ежей, как и Demodex (Demodex erinaceid), вызывая соответствующую клиническую картину.
Клещи рода Ixodes, блошиные инвазии, миазы часто регистрируются у ежей, преимущественно диких.
Препараты от эктопаразитов, используемые у описанных видов:
Препарат | Вид животного | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Крысы | Мыши | Хомяки | Шиншиллы | Кролики | Морские свинки | Хорьки | Ежи | |
Фипронил | 7,5 мг/кг | 7,5 мг/кг | 7,5 мг/кг | Нельзя | 7,5 мг/кг | 3–6 мл/кг | Спрей 0,5мл/еж | |
Имидаклоприд | 20 мг/кг | 20 мг/кг | 20 мг/кг | 10–20 мг/кг | 10–16 мг/кг | 20 мг/кг | ||
Селамектин | 15–30 мг/к | 15–30 мг/к | 15–30 мг/к | 6–12 мг/кг | 8–20 мг/кг | 20–30 мг/кг | 6–18 мг/кг | 6 мг/кг |
Ивермектин | 0,2–0,4 мг/кг | 0,2–0,4 мг/кг | 0,2–0,4 мг/кг | 0,2–0,4 мг/кг | 0,2–0,4 мг/кг | 0,2–0,4 мг/кг | 0,2–0,4 мг/кг | 0,2–0,5 мг/кг |
Моксидектин | 0,5 мг/кг | 0,5 мг/кг | 0,2–0,3 мг/кг | 1,9–3,3 мг/кг («Адвокат») | ||||
Эприномектин | 5 мг/кг | |||||||
Флураланер | 10 мг/кг | 25 мг/кг | 25 мг/кг | 10 мг/кг | 15–25 мг/кг | |||
Сароланер | 4–4,7 мг/кг | 2 мг/кг |
ВАЖНО!
У кроликов и морских свинок ивермектин не всасывается в ЖКТ, требуются инъекции.
Фипронил и пирипрол токсичны для кроликов и не должны использоваться у этого вида животных.
Дозы изоксазолинов разнятся от исследования к исследованию и зависят в том числе от вида эктопаразита, против которого они применяются. Исследования ведутся, расширяя не только терапевтический спектр, но и целевые группы так называемых «экзотических животных».